Публикации

Конкурс «Арт-Дуэль» как технология повышения визуальной культуры посредством активации когнитивных способностей человека - авторская статья Хохонова Бориса Викторовича. Художник

Конкурс «Арт-Дуэль» как технология повышения визуальной культуры посредством активации когнитивных способностей человека.

Борис Хохонов

Константин Баранников

В наследство от Советского Союза России достался весьма низкий уровень массовой визуальной культуры. Я не говорю об профессиональной «элитной тусовке». Там то всё хорошо, но её очень мало – это раз, и «песни» заказывает не она, а финансовая и властная «элита», причём по принципу «сделайте мне красиво» - это два. В итоге мы имеем то, что имеем, и хвастаться, в общем то, нечем. Про так называемое «современное искусство», попытки пересадить которое на Российскую почву продолжаются по сей день, я вообще не говорю, потому как это феномен скорее ВЕРБАЛЬНОГО языка, а не ВИЗУАЛЬНОГО.

Для быстрого изменения ситуации в лучшую сторону, то есть для роста уровня массовой ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ предлагается технология, имеющая в своей основе элементы ЧЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Мы её назвали «АРТ-ДУЭЛЬ».

1). Что это такое?

Выставочный проект Арт-Дуэль представляет из себя конкурс художественных работ (произведений изобразительного искусства), выполненных на заранее заданную тему и представленных АНОНИМНО. То есть фамилии и инициалы авторов на картинах закрываются. Оценивает работы профессиональное жюри, состоящее из искусствоведов, культурологов, галерейщиков, коллекционеров, маститых художников и людей, ценящих и знающих изобразительное искусство, обладающих насмотренностью и высоким вкусом. В идеале эти люди приглашаются из других городов и регионов страны.

Всё это – инкогнито авторов и подбор судей, делается для того, чтобы оценивались не личные качества художников и их прошлые заслуги, а непосредственно профессиональный уровень произведения изобразительного искусства. Более того, в нашем случае, жюри апеллирует не к местечковому культурному уровню, а ко ВСЕМ шедеврам, сделанным за ВСЁ время существования человечества, что позволяет максимально приблизиться к объективной оценке.

Также анонимность представленных работ вносит элемент интриги, существенно оживляющий процесс оценки.

Профессиональное жюри оценивает работы художников по специальной анкете, разработанной с учётом требований как членов жюри, так и художников, участвующих в проекте. Победитель конкурса Арт-Дуэль определяется только по оценкам, вынесенным профессиональным жюри.

Помимо профессионального жюри формируются зрительские (глас народа). В нашем случае это жюри, состоящие из студентов технических и гуманитарных вузов, а также техникумов, школ и т.д., также жюри работников филармонии (музыкантов), которым предлагается оценить работы участников конкурса также по профессиональной анкете, чтобы потом, при подведении итогов иметь возможность сравнить свои оценки с оценками профессионального жюри и получить соответствующие комментарии. Работы художников (картины), занявшие призовые места, получают сертификаты качества с оценками жюри, что в дальнейшем может существенно облегчить их реализацию (продажу). Непосредственно в нашем случае Арт-Дуэль будет иметь акцент на обучение ВИЗУАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ.

2). Зачем?

Если всем гражданам страны присвоить звание героя России, сколько на самом деле в стране появится героев? – Ни одного! Все продукты в магазине могут одинаково понравится только человеку, который ничего не собирается покупать. То есть «все хорошие» означает то же самое, что и «все плохие». Оценка же всегда относительна.

Любому производителю изначально нравится свой продукт (товар), но покупатель имеет свои критерии и выбирает тот товар, который ему больше понравился. Это две точки зрения, изнутри и снаружи, из системы и из внешнего мира. Но покупатель всегда прав (взгляд снаружи). Поэтому производитель, чтобы не прогореть, обязан ориентироваться на его вкус, либо взять на себя ответственность по формированию покупательских предпочтений.

Русский человек – это человек СЛОВА, а не ВИЗУАЛА. Русский язык один из самых разработанных, богатых, сложных и красивых языков на планете, и культура Русского языка очень высока. Что не скажешь о Российской визуальной культуре. Почему так сложилось мы здесь и сейчас разбираться не будем. Это тема для отдельного разговора. Но это факт. И не надо «лить воду на сковородку патриотизма» (я уже писал, что для производителя СВОЙ продукт заведомо лучше чужого), а надо просто выехать из страны и посмотреть своими глазами. В общем, нам есть куда развиваться. Тем более сейчас, когда началась скрытая, негласная война против культуры России вообще. И, в том числе, против визуальной культуры. И для того, чтобы не потерпеть поражение в этой войне, то есть не быть выброшенным из мирового культурного процесса, нам надо быстро развить свой визуал новым, оригинальным способом. Грубо говоря, наша цель, то есть цель художников, членов жюри, зрителей, да всех нас – Русских людей, сделать так, чтобы Российская визуальная культура стала эталоном для подражания, а за Российским визуальным товаром стояла очередь добросовестных покупателей со всего мира. Как это сделать?

Для того, чтобы успешно справиться с любой болезнью надо сначала поставить правильный диагноз. Художники в России есть. И много. И даже есть очень хорошие. А вот зрителя, подготовленного, искушённого у нас очень мало. А уровень восприятия изобразительного искусства у массового зрителя не дотягивает до того, чтобы визуальная культура начала новый виток развития, ибо для него (развития) нужна обратная связь. Есть художник, есть его картины, есть культурный, визуальный, эмоциональный, информационный уровень его картин. А есть востребованный массовым зрителем культурный уровень работ художника. И если на лицо большой разрыв между этими уровнями, то существует два выхода из этой ситуации: либо художнику опустится до уровня зрителя, либо поднять зрителя до своего уровня. Либо самому зрителю подняться до уровня художника. Первый вариант сейчас нам не подходит точно. Остаётся только второй и третий. Так КАК нам заставить зрителя развивать свою визуальную культуру? Вернее не заставить, а сделать так, чтобы он сам захотел.

3). Как? (теория).

Когда человек говорит «стул», окружающие люди воспринимают это слово не как набор звуков, а как реальный объект или как память о реальном объекте. Хотя, в первую очередь это всё ж таки набор звуков, и изначально в природе не было никаких корреляций между ним (звуком «стул») и объектом «стул». Соответствие между звуком и реальным объектом – заслуга самого человека. Творится это соответствие методом «всеобщей договорённости». Сотворённое соответствие, это, по сути, кодировка. Вот вам и алгоритм конструирования ВЕРБАЛЬНОГО ЯЗЫКА. Кодировка ЗВУКОМ реальных объектов, процессов, пространств, которых мы ощущаем, и, в том числе, видим.

Алгоритм построения ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА совсем другой. Здесь объект, который мы ВИДИМ, кодируется ВИЗУАЛОМ. То есть реальный трёхмерный объект соотносится с его двумерным (плоским) изображением. Получается, что кодировка визуального объекта, ВИЗУАЛА ЗВУКОМ – это вербальный язык, а ВИЗУАЛА ВИЗУАЛОМ – визуальный язык. И в том числе изобразительное искусство.

Дело в том, что кодировка визуала звуком не требует от человека каких-то особых умений, доступных не всем, и качественно не влияет на восприятие этого звука (слова) другими людьми. Каким бы гнусавым и противным голосом не было бы произнесено слово, суть его от этого не изменится. Кодировка же визуала визуалом требует от кодировщика, как minimum, умения рисовать. Или обладания художественным талантом. А он не у всех одинаков. У некоторых так вообще отсутствует. В конце концов получается, что в визуальном языке от КАЧЕСТВА кодировки меняется СУТЬ информационного наполнения «визуального слова», то есть изображения. Так вот это самое «качество кодировки» и есть то, что мы в быту называем КРАСОТОЙ. Да. И вплоть до возникновения фотографии человечество разрабатывало, в основном, как раз эту самую «красоту», соотнося её с реальным окружающим миром, как с эталоном. Появление фотографии постепенно перенаправило вектор интереса художников и зрителей, от изображения окружающей реальности, как ФАКТА, к изображению её (реальности), как АРТЕФАКТА. Это вначале. Ну а потом центр внимания переместился к изображению эмоций, мыслей и жизни человеческого разума (интеллекта). То есть АРТА в чистом виде. Неотрывно с перемещением источника вдохновения непосредственно в сознание художника также развивались технические приёмы кодировки пространства, цвета и света. В итоге можно сказать, что 20 век подарил миру ПОЭЗИЮ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА.

Наряду с этим в последней четверти прошлого столетия была предпринята попытка вообще создать НОВЫЙ ЯЗЫК на базе изобразительного искусства, похерив сам способ кодироки ОБЪЁМА ПЛОСКОСТЬЮ (современное искусство), но ребёночек получился изначально нежизнеспособный, а сейчас так вообще выродился просто в способ добывания денег и не более того. Но современное искусство нас здесь не интересует и мы остановимся на ПОЭЗИИ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА.

4). Как? (метод).

С пониманием красоты («качества кодировки») у Российского человека всё в порядке, тем более, когда есть возможность сравнить «визуальное высказывание» (картину) с первоисточником – реальным объектом. А вот адекватно воспринимать и оценивать ПОЭЗИЮ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА средний (массовый) Российский зритель скорее не способен, чем наоборот. Это ни в коем разе не говорит о том, что Российский зритель не «талантлив, как зритель». Просто не приучен. Нет насмотренности. Нет стереотипа восприятия. Он не получил его в детстве. Потому как некому давать было. К сожалению, это факт. Как нам восполнить этот пробел?

Один из быстрых и действенных способов обучения зрителя алгоритму восприятия «чего-то нового», в том числе и «странной» живописи, не привязанной к внешнему миру, а имеющую своим источником внутреннюю жизнь художника – это привлечь его к ОТВЕТСТВЕННОЙ, НУЖНОЙ РАБОТЕ по оцениванию «этого нового». Причём, совместить это с возможностью сравнить свои оценки с оценками других, в том числе и профессионалов. А, так как результат собственного СВОБОДНОГО труда ВСЕГДА НРАВИТСЯ человеку, то он будет являться прекрасным стимулом для принятия свежих визуальных ценностей и выработки нового алгоритма восприятия изобразительного искусства. То есть суть нашего метода – это АКТИВАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ непривычного визуала. Мы надеемся на зрителя, доверяем ему, а он, в свою очередь понимает, что именно от его решения зависит успех художника, на которого он поставил. Тотализатор! Делайте ставки, господа! А, так как РЕЗВОСТЬ картины художника, в отличие от лошади, определяется только оценкой профессионального жюри, то зрителю (игроку), хочешь – не хочешь, а приходится пересматривать свои вкусовые предпочтения.

5). Апофеоз (что сделано).

19 марта сего года в Уральской Государственной Филармонии произошло закрытие (совместно с презентацией) художественного конкурса Арт-Дуэль. В конкурсе участвовало 6 (шесть) уральских художников. Это Николай Гашков, Всеволод Кондрашин, Хохонова Наталия, Антон Таксис, Сергей Корьякин, Хохонов Борис. Они все выступали под номерами, то есть анонимно, инкогнито. Номера были от единицы до восьми, исключая два (2) и четыре (4).

В этой статье я сознательно не буду указывать, кто под каким номером выступал. Потому как акцент в нашем действии был на зрителе, это задача номер один, а задача номер два – раскрутка самой идеи «Арт-Дуэли». Раскрутка же имени художника вообще не входит в круг задач нашего проекта.

В оценке работ участвовало всего 34 человека. Было 4 группы оценщиков. Студенческое жюри – 8 человек. Жюри зрителей среднего возраста – 8 человек. Жюри зрителей матёрых, поживших (те, кто родился в СССР) – 12 человек. И профессиональное жюри – 6 человек. Все четыре группы показали совершенно разные результаты.

Состав профессионального жюри:

1). Профессиональный куратор музейных экспозиций Владимир Петрович Быкодоров.

2). Заведующий отделением дизайна художественного училища им. Шадра Максим Михайлович Крюков.

3). Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии УРФУ Лисовец Ирина Митрофановна.

4). Кандидат философских наук Борис Викторович Орлов.

5). Доцент кафедры искусств УРФУ, кандидат искусствоведения Евгений Павлович Алексеев.

6). Мэтр Уральской живописи, художник Александр Алексеев-Свинкин.

О результатах.

Студенческое жюри:

§ Первое место по баллам заняли художники №8 и №5.

§ Второе место – №7

§ Третье место – №3.

§ Четвёртое место – №6 и №1.

Жюри зрителей среднего возраста:

§ Первое место – №8.

§ Второе место – №3.

§ Третье место – №5 и №7.

§ Четвёртое место – №6 и №1.

Возрастное жюри (рождённые в СССР):

§ Первое место – №6.

§ Второе место – №3.

§ Третье место – №8.

§ Четвёртое место – №5, №1, №7.

Профессиональное жюри:

§ Первое место – №8.

§ Второе место – №6.

§ Третье место – №3.

§ Четвёртое место – №1, №5, №7.

Можно сделать следующий вывод, что молодёжь больше ценит абстрактное начало в искусстве, не привязанное к узнаваемым образам.

В анкете предлагалось оценить картины авторов по трём номинациям:

1). Смысл (информационная составляющая).

2). Эмоция (гармония, «красота»).

3). Боковое зрение*.

*Боковое или периферийное зрение. По сути, это прямая дорога к подсознанию. Для того, чтобы облегчить себе оценку работы «боковым зрением» надо смотреть не на картину, а на всю стену. Причём даже как бы сквозь неё.

Баллы для оценки номинаций: 0, 1, 2.

Фотографии работ художников прилагаются.

6). Объективный взгляд со стороны (слово науки).

Авторы и устроители в процессе работы над конкурсом неоднократно задавались вопросом о влиянии АНОНИМНОСТИ экспозиции на ВОСПРИЯТИЕ работ зрителем. На самом ли деле профессионально неподготовленный человек может САМ, ВНЕ ЭФФЕКТА ТОЛПЫ, БЕЗ АПЕЛЛЯЦИИ К АВТОРИТЕТАМ, оценить и неподдельно восхититься объектами ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ. Вследствие чего было принято решение обратиться к научным методам, благо такая возможность была, и ОБЪЕКТИВНО померить «СТЕПЕНЬ ВОСХИЩЕНИЯ» зрителя произведениями изобразительного искусства, представленными ИНКОГНИТО.

Итак:

Оценка влияния изобразительного искусства на активность альфа- и тета- ритмов головного мозга участников.

Впервые в нашем опыте мы использовали электроэнцефалограф для оценки влияния экспозиции художественных работ на членов профессионального и зрительского жюри.

Нейробиологами хорошо изучены и доступны для открытых исследований альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмы. Для нашего проекта мы выбрали два показателя, это альфа- и тета-ритмы головного мозга, так как они наиболее связаны с творчеством.

Альфа-ритмы мозга - это электрические колебания в диапазоне частот от 8 до 12 Гц. Альфа-ритмы связаны с усилением концентрации, снижением тревожности и поднятием настроения. Также они отражают включение когнитивных функций, таких как внимание, память и обработка информации. Активация альфа-ритмов может быть полезна для психического здоровья и повышения производительности.

Диапазоне частот тета-ритмов от 4 до 8 Гц. Они отражают изменения (рост) креативности, интуиции и воображения. Активация тета-ритмов может помочь улучшить психическое здоровье, повысить уровень осознанности и снизить уровень стресса.

Отследить активацию альфа- и тета- ритмов в поведении человека невооружёнными методами бывает сложно, так как это происходит на уровне подсознания. Но это легко можно сделать при использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ), которая позволяет измерять электрическую активность мозга.

Результаты исследования

В эксперименте приняло участие шесть человек. Эксперимент длился 1,5 часа. Проводился на экспозиции конкурса «Арт-Дуэль» в Уральской Государственной Филармонии. Сущность эксперимента состояла в измерении альфа- и тета- ритмов у зрителей (членов зрительского и профессионального жюри) до и после посещения экспозиции (до работы по оценке живописных работ и после). Эти измерения позволили выявить динамику изменений в состоянии подсознания человека, то есть, говоря образным языком, «СТЕПЕНЬ ВОСХИЩЕНИЯ».

Итак:

1. у всех испытуемых наблюдается положительная динамика

  1. динамика зависит от опыта посещения выставок. Так в числе участников эксперимента была пара, которая практически никогда не посещала выставки и именно у них отличия показателей активности альфа и тета ритмов «до и после» превосходили более чем в два раза.
  2. один из участников, с отсутствием опыта взаимодействия с «живым» изобразительным искусством, выявил пик тета-ритма в 90%. Это проявляется крайнее редко даже у тех, кто постоянно тренируется на ЭЭГ с биологической обратной связью.
  3. участники, которые имеют опыт посещения выставок демонстрировали меньшую положительную динамику.



На рис. .1.2 зафиксирован рост альфа-активности головного мозга

На рис. 3.4 зафиксирован рост тета-активности и упорядочивание альфа-активности головного мозга испытуемого.
Вывод: Негативного влияния АНОНИМНОСТИ на зрительское восприятие живописи объективно зафиксировано не было. Более того, основываясь на результатах эксперимента можно утверждать, что художественная выставка в ФОРМАТЕ КОНКУРСА «АРТ-ДУЭЛЬ» резко активирует альфа и тета ритмы в человеческом мозге, что говорит об усилении его когнитивных способностей и оказывает положительное воздействие на психику.

Как сказал один из участников жюри, часто бывающий, в силу своей профессии, на художественных выставках, «АУРА» нашего конкурса была другой. То есть сильно отличалась от «АУР» привычных (традиционных) художественных проектов, причём в лучшую (свежую) сторону.

7). Итоги.

Опыт проведения «Арт-Дуэли» показал, что «овчинка стоит выделки», достигнутый результат положителен и весьма впечатляющь для такого небольшого масштаба события. Значит имеет смысл развивать идеи ЧЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ и АНОНИМНОСТИ, но уже в других масштабах. Например провести Арт-Дуэль между сборными командами художников больших областных центров. Допустим Екатеринбурга и Тюмени, Екатеринбурга и Перми. Это для начала. А затем померяться силами с Питером и Москвой, ну и выйти на межгосударственный уровень. Помериться Арт-силёнками с тем же Китаем. Чем не задача?

Хохонов Борис Викторович. Художник. Автор, совместно с Хохоновой Наталией, технологии PETROART. Автор перфоманса «ЖИВОПИСЬ СЛЕПЫХ» (показан в восьми странах и в более чем сорока городах). Автор научных статей. т. 8-912-628-12-06. Mail – bvikhov@mail.ru

Баранников Константин Витальевич. Генеральный директор консалтинговой компании «Институт дизайна управления и конкурентных стратегий». Автор научных статей. Разработчик экономической модели инклюзивных сервисов. Т.8-906-810-80-20. Mail – kb@integra-ural.com
Made on
Tilda